Палаточный лагерь "Следопыт"

Отчет
по итогам работы палаточного лагеря  «Следопыт» 
в 2017 году
(программа «Экспедиция»)

Деятельность палаточного лагеря «Следопыт» с круглосуточным пребыванием детей и подростков организована в летние каникулы с 6 по 15 июня 2017 года на территории учебно-тренировочной базы «Обь» МБУДО «ЦДиЮТТ «Патриот» по программе «Экспедиция».


Данная программа была представлена на городской конкурс вариативных программ в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в каникулярный период «Детский отдых – 2017» и получила финансовую поддержку на её реализацию в размере  300.000 рублей.
Цель программы: Организация образовательного отдыха и занятости детей и подростков в условиях палаточного лагеря в летний каникулярный период.
Режим работы лагеря с 8.00 до 23.00
Страхование воспитанников лагеря осуществляется на основании договора со страховой компанией «Югория».
Численность воспитанников лагеря – 20 человек; воспитателей  -2, физинструктор- 1, начальник лагеря – 1. Заключен договор с ООО «АльМед» на медицинское обслуживание палаточного лагеря.
Участниками палаточного  лагеря являются дети, подростки и молодежь в возрасте от 10 до 15 лет из числа членов поискового отряда «Родина» МАУДО г.Нижневартовска «ЦДТ» и школьников города.
В 2017 году в число участников лагеря включены дети льготной категории семей (многодетные – 2 чел.), дети -сироты, в том числе, оставшиеся без попечения родителей – 2 человека, дети, чьи родители являются участниками локальных войн – 2 чел. Количество обучающихся различных категорий в лагере на 1 смене 2017 составляет  30% от общего количества воспитанников лагеря.

В связи с полевыми условиями проживания в лагерь принимаются здоровые дети на основании медицинской справки с указанием сведений о прививках (туляремия, клещевой энцефалит).
Питание детей организовано в соответствии с СанПиН 2.4.4.3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации  детских лагерей палаточного типа» раздел 9, п.9.1(д) (приготовление пищи на костре).
 Санитарно-бытовые условия на территории лагеря включают в себя:  умывальники, туалеты выгребного типа, походную баню.
Проживание детей – в палатках. Территория, на которой находятся палатки, огорожена сигнальной лентой, перед открытием лагеря проведена уборка территории, акарицидная и лаврицидная обработка, дератизация.
Финансирование лагеря осуществляется: за счет субсидий окружного бюджета, городского бюджета и родительской платы – питание детей. Денежные средства, выделенные на реализацию программы, направлены на: работы, услуги по содержанию имущества (установку КТС, акарицидную обработку, вывоз мусора); медэкспертизу ответственного за питание на рото, норо и энтеровирус;  пополнение запасов основных средств (приобретение инвентаря: спальные мешки, палатки, теплоизоляционные коврики, рации и др.); мягкий инвентарь (вафельные полотенца, головные уборы для дежурных по кухне, фартуки, прихватки костюмы (энцефалитные, ветровлагозащитные), ботинки (берцы), флаги); печать фотографий, приобретение хозяйственных и канцелярских товаров.
По окончании работы лагеря был проведен опрос на уровень удовлетворенности детей работой лагеря.
Как показал анализ полученных результатов, 100% опрошенных респондентов удовлетворены тем, как провели время в  лагере.
Сложившимися в лагере отношениями между детьми и подростками остались довольны 85% опрошенных ребят. 15% респондентов выбрали вариант ответа «Скорее да, чем нет».
На вопрос: «Как ты считаешь, каким был твой отряд на протяжении всей смены?», 85% отметили, что сплоченным и дружным; 15%, что дружным, но далеко не всегда.
Проведенное диагностическое исследование позволило выявить наиболее понравившиеся мероприятия. По мнению детей и подростков самыми яркими явились следующие мероприятия: уборка палаток, игра «Захват знамени», игра «Московские прятки», дежурство на кухне, быть костровым.
На вопрос «Понравилось ли тебе питание в лагере?» 100% ответили «Да».
Важную информационную ценность представляют предложения-пожелания детей и подростков. На вопрос «На твой взгляд, чего не хватает в лагере?» самыми популярными ответами были: все понравилось (всего хватает), увеличение количества дней смены и сделать несколько смен за лето.
Смена лагеря реализована в двух аспектах: образовательном и воспитательном.  Образовательная деятельность осуществлялась по учебно-тематическому плану, который  включает в себя интерактивный курс подготовки обучающихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях в условиях автономного существования. Ежедневно в первой половине дня проводилась зарядка и утренняя пробежка, учебно-тренировочные занятия по туризму, поисковой деятельности.

Воспитательная работа проведена в соответствии с план-сеткой мероприятий физкультурно-спортивной и досуговой направленности. В течение смены организована игра «Палаточный бум», для участия в которой ребята были поделены на команды по проживанию в палатках. В игре приняли участие четыре команды: «Защитники», «Креатив», «Костровые» и «Дружба». Ребята зарабатывали баллы за участие в мероприятиях, таких как утренний смотр палаток (оценивалась чистота и порядок), игровая программа «Ажиотаж» (знакомство с территорией лагеря), шоу «Голос», игры «Крокодил» и «Мафия»; проведен конкурс агитбригад по пропаганде здорового образа жизни, викторина «День России» (12 июня). Также в течение смены ежедневно проводились игры на местности и спортивные игры («Захват знамени», «Московские прятки», «Минус 5» и др.).


На закрытии смены организована  игра по станциям «В поисках клада», где ребята показали знания, приобретенные во время учебно-тренировочного процесса.
На территории учебно-тренировочной базы «Обь» находились три палаточных лагеря, поэтому в период проведения смены палаточного лагеря «Следопыт» были организованы межлагерные мероприятия: «Летний концерт» и игра на местности «Lasertag».

Поставленные задачи выполнены в полном объеме:

Задачи программы
Ожидаемые результаты
Изучение и практическая отработка знаний  о поведении человека в условиях автономного существования и  экстремальных ситуациях

Воспитанники лагеря научились:
·соблюдать правила поведения в природе в условиях автономии;
· осуществлять самоконтроль и саморегуляцию;
·избегать попадания в стрессовые и экстремальные ситуации и правильно действовать при попадании в них.
Обучение  основам туристской подготовки и поисковой деятельности, ОБЖ;
Воспитанники лагеря научаться:
 ориентироваться на местности по естественным приметам,
 обустраивать бивачное место, готовить пищу на костре;
пользоваться техническими и вспомогательными средствами при проведении поисковых работ (лопатой, щупом, металлодетектором);
мерам безопасности при проведении поисковых работ.
приемам транспортировки пострадавших и оказанию первой доврачебной помощи.

Воспитание  в детях самостоятельности, ответственности за себя и за природу
У воспитанников лагеря формируется бережное отношение к природе, навык самообслуживания, чувство ответственности за других. Развитие интересов учащихся к туризму и родному краю.
Укрепление здоровья обучающихся, развитие их общефизической и гигиенической культуры
Воспитанники лагеря расширят и углубили знания по ЗОЖ через участие в играх на местности,  спортивных играх, соревнованиях. Формируется навык соблюдения режима дня, самодисциплины.

По итогам смены:
·       - воспитанники лагеря приобрели навыки выживания в лесу в автономных условиях, 
 - сформировано представление об экстремальных ситуациях и способов действий при ее возникновении;
 - ребята  готовы принимать участие в поисковых экспедициях на места боевых действий времен Великой отечественной войны;
все воспитанники лагеря получили грамоты, медали, сделанные руками самих воспитанников из спиленного сухого дерева.

Выводы:
·         Смена лагеря организована и проведена на оптимальном уровне, цель достигнута, задачи выполнены.
·         Удовлетворена потребность семей в малозатратных формах организации летнего оздоровительного отдых и занятости несовершеннолетних. Подростки расширили кругозор, приобрели позитивный социальный опыт совместного пребывания, закрепили ЗУН по основам безопасности жизнедеятельного, в области здорового образа жизни.
·    Созданы условия для отработки и закрепления  знаний, умений, навыков деятельности поискового отряда; сформирован базовый минимум знаний, умений и навыков работы в поисковом отряде;
·    Развиты на достаточном уровне творческие, коммуникативные, организаторские способности, лидерские качества. В период реализации программы подростки реализовали свои инициативы в проведении воспитательных мероприятий: сами придумывали и проводили игры и конкурсы.

Проблемы, выявленные при организации лагеря:
  • Отсутствие собственной территории для организации деятельности палаточного лагеря.
 Предложения:
В 2018 году необходимо:
  • найти и подготовить территорию для организации работы палаточного лагеря в летний период;
  • в период подготовки к открытию палаточного лагеря (февраль-март) согласовать меню с Роспотребнадзором.

Начальник палаточного лагеря «Следопыт»          п/п                  О. Н. Тунгусова 

Информационно-аналитическая записка
о деятельности палаточного лагеря «Следопыт»
муниципального автономного учреждения дополнительного образования
города Нижневартовска «Центр детского творчества»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского творчества» основано в 1971 году. Сегодня Центр детского творчества - это крупное многопрофильное учреждение дополнительного образования, которое является неотъемлемой частью образовательной системы города Нижневартовска, разносторонне обогащая основное образование обучающихся, совершенствуя социально-педагогическую функцию учреждения и обеспечивая качественные условия для творческого развития детей и подростков города. Система образования в Центре детского творчества является мобильной, динамичной и открытой, что помогает учреждению сохранять свои традиции, воспитательный и образовательный потенциал, значимость педагогической деятельности и востребованность социумом. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярный период занятия проводятся по специальному расписанию и дополнительным образовательным программам с включением мероприятий досугового и оздоровительного характера. Организуется полевая практика, походы на пленэр, туристские походы, работа лагерей с дневным пребыванием детей.
В целях совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию подростков и молодежи, увековечению  памяти воинов – сибиряков, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны, на базе МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» в 2013 году организован поисковый отряд «Родина».   Для ведения более продуктивной поисковой работы и  организации тренировочной деятельности с 2014 года организуется палаточный лагерь «Следопыт».
Для реализации смены в 2016 году разработана программа палаточного лагеря «Следопыт» — «Экспедиция», которая представлена на городской конкурс вариативных программ в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в каникулярный период «Детский отдых - 2016», и стала победителем в номинации «Гражданско-патриотическое направление», получив финансовую поддержку на её реализацию.
Программа «Экспедиция» включает в себя интерактивный курс подготовки обучающихся по правилам поведения человека в экстремальных ситуациях (при лесном пожаре, наводнениях, в случае потери ориентировки в лесу и т.п.), в условиях автономного существования.
Палаточный лагерь «Следопыт» стационарный, базируется в районе лесного питомника ОАО «Югралесхоз», Нижневартовский филиал. Учебно-тренировочные занятия, походы организуются на участке леса в районе подстанции Совхозная.
Количество и продолжительность смен
Программа «Экспедиция» палаточного лагеря с круглосуточным пребыванием «Следопыт» подразумевает организацию одной смены продолжительностью 10 дней и была реализована в летние каникулы с 6 по 15 июня 2016 года.
В 2014 и 2015 году палаточный лагерь «Следопыт» осуществлял работу в течение одной смены продолжительностью 14 дней.
Ночлег участников организуется в палатках, оборудованных в соответствии с требованиями СанПиН, в каждой проживает 4-6 человек.
Цель: Организация отдыха и занятости детей и подростков, учебно-тренировочных сборов поискового отряда в условиях палаточного лагеря в летний каникулярный период.
Задачи:
·          закрепление навыков поисковой и туристской деятельности;
·          формирования интереса к углубленному изучению окружающего мира, поисковой деятельности;
·          организации активного отдыха, укрепление здоровья обучающихся
·          развитие их общефизической и гигиенической культуры;
·          выявление и развитие разносторонних способностей и интересов обучающихся;
·          гражданско-патриотическое воспитание.
В связи с полевыми условиями проживания в лагерь принимаются здоровые дети на основании медицинской справки с указанием сведений о прививках (туляремия, клещевой энцефалит).
Деятельность лагеря основана на следующих принципах:
·          безопасность для жизни и здоровья детей и подростков, бережное отношение к их личному достоинству и особенностям характера;
·          сочетание учета индивидуальных интересов, личного развития и самореализация детей и подростков с интересами группы, воспитание чувства коллективизма;
·          индивидуальный подход к любому участнику лагеря в случае разногласий и конфликта, конфиденциальность в разрешении личных проблем;
·          единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.
Смены лагеря  проходят в форме  учебно-тренировочных сборов.  
Средняя заполняемость и контингент участников
Деятельность воспитанников во время лагерной смены ежегодно осуществляется в группах (отрядах) по 10 человек. Общее количество воспитанников - 20, что составляет 100% в соответствии с плановыми показателями.
Участниками лагеря являются дети, подростки и молодежь в возрасте от 12 до 18 лет из числа членов поискового отряда «Родина», поисковых отрядов города Нижневартовска и школьников города.
В 2015 и 2016 году в число воспитанников лагеря вошли подростки, состоящие на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений (5 чел.), дети льготной категории семей (многодетные, малообеспеченные - 9 чел.), беженец (1 чел.), дети с ОВЗ (1 чел.) Доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений, находящихся в палаточном лагере с круглосуточным пребыванием «Следопыт», в 2015 году составила - 35% от общего количества воспитанников лагеря, в 2016 году - 45% от общего количества воспитанников лагеря.
Организация комплексной безопасности
Санитарно-бытовые условия на территории палаточного лагеря в лесопитомнике включают в себя:  умывальники, деревянные туалеты выгребного типа.
Территория палаточного лагеря огорожена сигнальной лентой, за три дня перед открытием лагеря проведена акарицидная и ларвицидная обработка, дератизация.
Питание детей организовано в соответствии с СанПиН 2.4.4.3048-13 «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству и организации  детских лагерей палаточного типа»  раздел 9, п.9.1(д) (приготовление пищи на костре).
Охрана детей и соблюдение правопорядка в лагере обеспечиваются   сотрудниками полиции и работниками лагеря. В ночное время осуществляется патрулирование лагеря. На период работы лагеря устанавливается кнопка тревожной сигнализации.
В период деятельности палаточного лагеря «Следопыт» с 4 по 17 июня 2015 года и с 6 по 15 июня 2016 года очаги инфекционных заболеваний, травматизм, несчастные случаи с воспитанниками отсутствовали. Предписаний об устранении нарушений не выдавалось.
Предоставляемые услуги отдыха и оздоровления включают в себя:
·        организацию питания и медицинского обслуживания;
·        интерактивный курс подготовки по предметам: туризм, ОБЖ, поисковая деятельность,
·        физкультурно-оздоровительную, санитарно-просветительскую, воспитательную  работу;
На период организации лагеря заключается договор с медицинским работником. Санитарно-просветительская деятельность медицинского работника включает в себя: ежедневный осмотр воспитанников лагеря, беседы о личной гигиене в условиях палаточного лагеря, оформление уголка здоровья, бракираж готовой продукции,  контроль за санитарным состоянием лагеря.
Оценка  эффективности оздоровления детей палаточного лагеря «Следопыт» в 2016 году составила 96%.
Образовательная деятельность осуществлялась по следующим блокам:
·        туризм и автономное существование: «Еда, вода, огонь, укрытие» - отработка практических навыков по очистке воды, разведения огня, виды костров, способы строения различных видов жилищ, съедобные грибы, ягоды, растения, вязка узлов, изготовление веревок и др.;
·        основы поисковой деятельности - отработка практических навыков по работе с металлодетектором;
·        основы безопасности жизнедеятельности: теоретические занятия - «Катастрофы» (землетрясение, ураган, пожар, наводнение), практические занятия - тестирование «Тактика и действия в экстремальных ситуациях», оказание первой помощи в лесу.
Воспитанники палаточного лагеря «Следопыт» активно вовлекаются в природоохранную деятельность. Совместно с ребятами палаточного лагеря «Лесовик» подростки осуществляют посев семян сосны обыкновенной и лиственницы сибирской. В рамках реализации природоохранной акции «Чистый лес» очищают от бытового мусора лес, принимают участие в городской природоохранной акции «Берегите лес от огня» - оформляют тематические листовки и плакаты. Также с ребятами ежедневно проводятся лекционные занятия по правилам поведения в лесу.
В лагере организован активный отдых, мероприятия по укреплению здоровья обучающихся, развитию их общефизической и гигиенической культуры. Так, среди воспитанников палаточных лагерей «Следопыт» и «Лесовик», проводились следующие спортивные мероприятия:   спартакиада по снайпер-баскетболу, пионерболу, футболу, викторина «О, спорт - ты мир!», игра по станциям «Здоровое поколение».
С целью развития общефизической и гигиенической культуры в течение смены ежедневно проводилась зарядка, были организованы: спартакиада лагеря и поход выходного дня.
В рамках воспитательной работы проведены игры на местности «В поисках клада», «Узнай пословицу», «Лесомания», игры по станциям «Калейдоскоп», «Территория», организованы экскурсии в «Музей леса» ОАО «Югралесхоз», музей Боевой и Трудовой славы Центра детского творчества, образовательных организаций  МБОУДОД «ЦДиЮТТ Патрит», средней школы №17, проведены развлекательно познавательные игры «Лесная робинзонада», «Сильные люди», «Следопыт» и др. В день независимости России проведен брейн-ринг «Занимательная политика».
Состояние инфраструктуры
Палаточный лагерь «Следопыт» обеспечен спортивным, игровым инвентарем: футбольный, волейбольный и баскетбольные мячи, сетка для волейбола, кольцо для баскетбола, канат, скакалки, шахматы, настольная игра «Эрудит»; поисковым оборудованием: металлодетектор (4 шт.), щупы, рации, навигатор, кирка, лопаты; туристским оборудованием.
Территория лагеря оборудуется необходимыми для реализации программы активитетами: волейбольной площадкой, футбольным полем, полосой препятствий, беседками/навесами для игр в шахматы и чтения. Трудовой инвентарь предоставлен лесным питомником. В лагере имеется библиотечный фонд, включающий в себя литературу по туризму, школе выживания, автономному существованию, поисковому делу. Организована работа кружков: «Лесная скульптура», «Лепка», «Споёмте, друзья», «Шаг к успеху».
Социальное партнерство
В рамках социального партнерства заключен договор сотрудничества с Нижневартовским филиалом ОАО «Югралесхоз» об организации палаточных лагерей на территории лесного питомника, а также проведении природоохранных мероприятий, разъяснительной и просветительской работы.
Также в рамках социального взаимодействия  организованы встречи со специалистами Центра медицинской профилактики (беседы «Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма»; «Рациональное питание»), сотрудниками полиции (беседы по профилактике правонарушений среди подросков).
В период комплектования отрядов лагеря организовано взаимодействие с социальными педагогами образовательных организаций города.

Социальная значимость
Социальная значимость программы заключается в удовлетворении потребностей семей в малозатратных формах организации летнего оздоровительного отдых и занятости несовершеннолетних. Подростки расширили кругозор, приобрели позитивный социальный опыт совместного пребывания, закрепили ЗУН по основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. воспитанники лагеря приобрели навыки выживания в лесу в автономных условиях, сформировано представление об экстремальных ситуациях и способов действий при ее возникновении.
 В условиях автономного существования практически каждый участник  был дежурным по лагерю, в обязанность которого входило не только следить за санитарным состоянием, но и готовить пищу на костре для всех ребят.
Развиты на достаточном уровне творческие, коммуникативные, организаторские способности, лидерские качества. В период реализации программы подростки реализовали свои инициативы в проведении воспитательных мероприятий: сами придумывали и проводили игры и конкурсы. Организована работа с подростками, стоящими на внутришкольном учете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Созданы условия для отработки и закрепления знаний, умений, навыков деятельности поискового отряда, ребята  готовы принимать участие в поисковых экспедициях на места боевых действий времен Великой отечественной войны. Из числа воспитанников палаточного лагеря «Следопыт» 2014-2015 г. в состав сводного отряда города Нижневартовска, выезжающих на места раскопок «Вахта памяти - 2016», вошли пять человек, трое из них в качестве членов поискового отряда «Родина» МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ».
Укомплектованность педагогическими работниками
Палаточный лагерь «Следопыт» на 100% укомплектован педагогическими работниками.
Начальник палаточного лагеря (1 шт.ед.) - осуществляет общее повседневное руководство, несет полную ответственность за организацию и состояние учебно-воспитательной работы, морально-психологическое состояние личного состава, организацию питания, хозяйственную деятельность, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, норм СанПиН, сохранность, состояние и использование учебно-материальной базы, учебного оружия и патронов к ним, инвентаря, состояние здоровья подростков, пожарную безопасность.
Руководители отрядов (воспитатели – 2 шт. ед.) - несут ответственность за качество проведения занятий, дисциплину и морально-психологическое состояние воспитанников, за сохранность и состояние учебного оружия, за поддержание внутреннего порядка, проводят занятия и воспитательную работу во взводах.
Медицинский  работник (1 шт. ед.) - осуществляет постоянный контроль за здоровьем воспитанников, качеством питания, выполнением режима дня, санитарным состоянием помещений.
Педагог – психолог (1 шт.ед.) – осуществляет социально-психологическое сопровождение программы, проводит диагностические исследования по эффективности реализации программы.
Спортинструктор (1 шт.ед.) – проводит спортивные, физкультурно-оздоровительные занятия, спортивные игры, игры на местности, организует туристические походы.
Педагог дополнительного образования (1 шт.ед.) – организует кружковую работу.
Социально-психологическое сопровождение
В июне 2016 года в палаточном лагере «Следопыт» МАУДО «ЦДТ» было организовано социально-психологическое сопровождение. Педагогом-психологом проводились диагностические исследования:
·        ожидания детей и подростков от пребывания в палаточном лагере;
·        социально-психологический климат в детском коллективе;
·        удовлетворенность детей и подростков жизнедеятельностью палаточного лагеря.
На вопрос «Что ты ожидаешь от лагеря?» 63% опрошенных ответили, что хотели бы весело провести время, 44% - хотели бы узнать что-то новое, 25% - найти новых друзей, 6% - укрепить свое здоровье.
Уровень эмоционально-психологического климата в данном коллективе очень высокий (90%). Немаловажным аспектом психологического комфорта для человека является признание его в коллективе. 88% ребят чувствуют себя спокойно среди своих сверстников, им неведомо чувство тревожности. Подростки считают, что у них в коллективе все равны (нет сильных и слабых), а это показатель равноправных отношений между ребятами и признания всех членов коллектива. В педагогическом процессе взаимоотношения взрослого и ребенка строятся с позиции субъект-субъектного взаимодействия. Воспитатели тяготеют к партнерскому стилю общения.
Как показал анализ полученных результатов исследования, 93% опрошенных респондентов удовлетворены тем, как провели время в лагере. Главная причина неудовлетворенности детей и подростков заключается в нежелании ребят вообще ходить в лагерь. Их пребывание в «Следопыте» - единоличная инициатива родителей.
Наиболее востребованными направлениями деятельности для детей и подростков явились следующие: игровая деятельность - 90%, участие в спортивных,учебно-тренировочных мероприятиях - 85%, посещение кружков - 55%, участие в творческих конкурсах – 10%
Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение со сверстниками, в котором происходит самопознание себя как личности, отождествление себя. Именно поэтому проводить время в отряде, общаясь между собой и по интересам, ребятам нравилось больше других видов деятельности.
Диагностическое исследование детей и подростков на уровень удовлетворенности жизнедеятельностью лагеря подтверждает свою необходимость и позволяет получать своевременно достоверную информацию по организации летнего отдыха от непосредственных «заказчиков» (детей).


Директор
МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»           п/п                      А. В. Черногалов           


Комментариев нет:

Отправить комментарий